Автор проекта постановления, нардеп от «Европейской солидарности» Владимир Арьев в пояснительной записке отмечает, что заводу угрожает захват российскими войсками, а оборудование может быть задействовано в оборонно-промышленном комплексе для производства крупнокалиберных снарядов, компонентов артиллерийских вооружений и новейших отечественных комплексов артиллерийского вооружения.
Вице-президент НКМЗ Дмитрий Скударь, внук президента компании Георгия Скударя, отметил, что за последние 20 лет предприятие не выполнило ни одного военного заказа и решение о национализации имущества стало для собственников неожиданностью. Завод выпускает прокатное, металлургическое и горнодобывающее оборудование, его основные клиенты на внутреннем рынке – «Метинвест» Рината Ахметова, АМКР Лакшми Миттала и Ferrexpo Константина Жеваго. С 27 февраля предприятие законсервировано, но в феврале и марте сотрудники получали полный оклад, на что компания потратила 60 млн грн, отметил Дмитрий Скударь. Сейчас работники получают две трети зарплаты, для этого предприятие перерегистрировалось в Киеве и распродает довоенные остатки продукции.
«Государство не национализирует все предприятие, его акции, корпоративные права, говорит руководитель практики сопровождения бизнеса Juscutum Дмитрий Палющенко. Также государство не вправе вмешиваться в деятельность предприятия, менять его руководство. Постановление парламента – это рекомендация для уполномоченных органов изъять определенное имущество завода и вывести его подальше от фронта, говорит юрист», – отмечает «Forbes-Украина».
Скударь подчеркнул, что завод и так сотрудничал с военной администрацией, но после решения Рады он боится, что обстрелы со стороны оккупантов усилятся.
«Теперь российские войска получили новую цель – важное, как оказалось, предприятие для оборонно-промышленного комплекса», – заявил он.
Авторы статьи отмечают, что представители власти не обращались к руководству НКМЗ с просьбой передать свое имущество для нужд военной промышленности, но вели такие переговоры неофициально. Обсуждение прекратилось, так как государственные чиновники не хотели разглашать собственникам, какую продукцию и в каком количестве хотят производить для нужд обороны, заявил неназванный собеседник Forbes в руководстве фракции «Слуга народа».
«Поэтому решили национализировать имущество, – говорит он. – Мы не собираемся раскрывать владельцу, связанному с россиянами, информацию, что нам нужно для контрнаступления».
Журналисты подчеркивают, что в открытых источниках нет подтверждений того, что Георгий Скударь или НКМЗ связан с руководством России, но он бывший член Партии регионов, и традиционно на Россию приходилась большая часть продаж завода.
«Один из основных лоббистов постановления об отчуждении имущества – бизнесмен и народный депутат Максим Ефимов, утверждает топ-менеджер одной из промышленных компаний, попросивший не раскрывать его имя. Эту информацию Forbes подтвердил народный депутат [от «Голоса»] Ярослав Железняк», – пишет издание.
«Больше за принятие постановления выступал Максим Ефимов», – цитирует «Forbes-Украина» слова Железняка.
Со ссылкой на информацию проекта «Схемы» издание пишет, что Ефимов является совладельцем Старокраматорского машиностроительного завода и Краматорского завода тяжелого станкостроения. Также «Энергоинвест холдинг», связываемый с Ефимовым, владеет 60,85% «Донбассэнерго». В то же время со ссылкой на руководителя аналитического отдела ИК Eavex Capital Дмитрия Чурина журналисты отмечают, что вряд ли торговые активы Ефимова являются конкурентами НКМЗ, так как НКМЗ – уникальное предприятие, производящее специфическое оборудование.
Ефимов не ответил на звонки и сообщения издания.
Скутер считает, что без сотрудников завода вывезти оборудование и запустить его в другой месте невозможно.
«Владелец компании получит компенсацию стоимости изъятого имущества, говорит Дмитрий Палющенко из Juscutum, ссылаясь на соответствующий закон. Часть денег владелец должен получить до изъятия имущества, а полную сумму – в течение пяти лет после отмены военного положения. После окончания военного периода собственник может вернуть свое имущество по решению суда, если оно уцелело. В 2021 году Forbes оценивал НКМЗ в $215 млн. Согласно финансовой отчетности предприятия за 2020 год стоимость его активов – 7,8 млрд грн», – резюмируют авторы материала.